Подготовка снегохода

Во многих регионах уже появился белый покров, все ближе холода. Владельцы снегоходов потирают руки в предвкушении первых вылазок на зимнюю природу. Но открытие сезона важно встретить во всеоружии, серьезно и основательно подготовив свой транспорт.

Снегоход — отличный товарищ для поездок зимой по бездорожью. Маневренный, выносливый, мощный, он способен быстро доставить вас к пункту назначения по сугробам. Этот «железный конь» имеет меньшие габариты, чем тяжеловесный вездеход, однако все равно может выполнить многие задачи — перевезти нужный груз и преодолеть значительное расстояние. Да еще и мчаться на приличной скорости.

Но для исправной работы транспорту необходим надлежащий уход. Следует регулярно проводить техническое обслуживание — через определенный промежуток времени эксплуатации или по достижении указанного в инструкции пробега.

Ехать в сервис или справиться самому?

Особенно внимательным нужно быть при подготовке снегохода к началу сезона. Период длительного летнего отдыха мог плохо сказаться на транспортном средстве, особенно если оно находилось вне ангара под открытым небом. Есть вероятность того, что в механизмах произошли изменения, которые отрицательным образом скажутся на дальнейшей работе техники.

Поэтому крайне важно вовремя обнаружить потенциальные неполадки. Перед первой поездкой по сугробам не помешает провести тщательную диагностику «железного коня» и подготовить его к эксплуатации.

Конечно, самый простой способ — доверить это дело профессионалам. Об условиях и стоимости работы по «расконсервации» снегоходов можно узнать в любом пункте продаж таких транспортных средств или в сервисном центре. В среднем процедура обойдется в несколько тысяч рублей для моделей с двухтактными моторами. Обладателям техники с более сложными двигателями придется заплатить немного больше.

Если же такие траты не входят в ваши планы, то можно попробовать обойтись и собственными силами. При наличии определенных знаний и навыков это вполне реально. В крайнем случае понадобится консультация опытных друзей или «рукастых» знакомых из соседних гаражей.

Лучше действовать по четко распланированной схеме, не пропуская ни одного пункта. На сложность и объем этих работ могут повлиять особенности использования снегохода в прошлом сезоне и условия хранения. Универсального рецепта «расконсервации» такого транспорта не существует. Каждая из моделей обладает своими неповторимыми качествами и проблемными моментами. Поэтому полезно периодически просматривать руководство по эксплуатации.

Мышиные сюрпризы

Не спешите сразу заводить вашего лыжно-гусеничного «друга». Сначала хорошенько осмотрите все каналы поступления воздуха и отвода выхлопных газов. Часто о них забывают или диагностируют недостаточно внимательно. А зря! Во время летнего периода туда вполне могли забраться грызуны. Если так и произошло, то отходы жизнедеятельности мелких вредителей будут мешать нормальному прохождению газов.

Мышки любят ютиться в полиуретановой пене, которая используется в качестве теплоизоляции в нижней части капотов снегохода. Бывает и так, что этот материал изнашивается из-за каких-либо внутренних механических неполадок. При обнаружении мышиных следов желательно тщательно проверить все отверстия, ведущие внутрь двигателя. Это позволит исключить наличие мусора в моторе. Понятно, что подобные примеси не лучшим образом сказались бы на его работе.

Но, пожалуй, больше всего грызунов привлекает воздушный фильтр. Для мышек это одно из излюбленных мест для устройства своего жилища. Им очень нравятся хитро закрученные воздуховоды. С первого взгляда все участки фильтра осмотреть не получится. Здесь пригодится мощный фонарь.

Не стоит забывать и о банальном «осязательном» методе — можно ощупать деталь пальцами. Внимательная проверка позволит обнаружить трещины и другие неполадки, грозящие утечками воздуха, подсосами и прочими неприятностями. Нежелательно оставлять без внимания такие дефекты. На потери воздуха может повлиять и непрочное или поврежденное (наличие трещин) соединение карбюратора с цилиндром.

Пламенный мотор

Силовой агрегат и топливная система транспортного средства также очень важны. Они должны быть в полной исправности: малейшие неполадки в их работе чреваты серьезными неприятностями в самый неожиданный момент.

При проверке двигателя нужно учитывать, проводилась ли консервация перед летним хранением. Если никаких особых манипуляций со снегоходом вы не проделывали, а просто оставили его в гараже дожидаться зимы, то перед вылазкой на природу вам не обойтись без тщательного осмотра карбюратора.

Смело снимайте этот узел и исследуйте. Скорее всего, в нем обнаружатся следы окислов, которые способны перекрыть подачу топлива. Так что все детали карбюратора нуждаются в хорошей чистке при помощи специального средства.

Внимания к себе требуют и форсунки. Важно исключить загрязнения в их иглах и протоках. А еще лучше заменить эти запчасти на новые… Вряд ли кто-то хорошо помнит правильные настройки дозатора в карбюраторе, которые были заданы в прошлом сезоне. Так не лучше ли их проверить или настроить заново?

Нередко встречается и проблема с клапанами. В идеале их ход должен быть свободным, а работа поплавка безупречной. Углубите его в бензин и понаблюдайте: не пузырится ли? Если да… то без раздумий смените.

Горюче-смазочные материалы

После осмотра карбюратора можно заняться и топливом. Старое горючее, оставшееся без стабилизатора в бензобаке на все лето, безотлагательно подлежит утилизации. Лучше залить свежее. Но совсем не обязательно избавляться от топлива, которое хранилось со стабилизатором. Достаточно добавить к нему недостающие литры нового бензина.

Качественным и нестарым должно быть масло в двигателе и в коробке передач. У двухтактных моделей рекомендуется проверить содержимое бака, где оно хранится. При необходимости — пополнить запас.

В системе впрыска масла недопустимы пережимы, повреждения труб и слабая тяга. У четырехтактных двигателей лучше сразу заменить и фильтр, и масло, осушив систему. Во время этой операции необходимо сохранять внимательность и предусмотрительность.

Некоторые владельцы снегоходов при смене фильтра иногда забывают удостовериться в надежности его крепления. А подобная небрежность чревата неприятными последствиями. Так что лучше лишний раз убедитесь в правильной сборке деталей и узлов крепления фильтра.

Заодно, следуя прилагающейся к снегоходу инструкции, проверьте плотность и уровень антифриза. При диагностике топливной системы важно вовремя обнаружить протечки. Чаще всего они бывают у штуцеров и из-под различных уплотнений.

Только после завершения всех этих процедур можно попробовать завести двигатель. Если все нормально получилось, то не надо спешить сразу же выключать мотор. Пусть он поработает хотя бы полминуты. За это время необходимо пронаблюдать: свободно ли движется бензин от бака, насоса до карбюратора? Проблемы в топливной системе могут возникнуть из-за механических повреждений проводов и шлангов (особенно возле штуцеров): пережимов, трещин, разрывов.

Очистка узлов

От качественной работы коробки передач зависит многое, поэтому на ее осмотр времени жалеть не стоит. Если на снегоходе установлены сразу несколько карбюраторов, то функционировать они должны слаженно и синхронно с единовременным и полным открытием клапанов. Не поленитесь провести качественную очистку всех деталей этих узлов, разобрав и собрав их снова. Если перед летней консервацией под коробкой не был удален мусор, то сделайте это сейчас.

Плохо натянутая цепь будет быстрее изнашиваться. В перспективе это ведет к ее обрыву. Нужно отрегулировать цепь, ослабив контргайку и регулировочный болт. Чаще всего достаточно повернуть ключ на одну четверть. Но тут важно учесть особенности модели снегохода. Поэтому перед натягиванием цепи загляните в руководство пользования.

Уделите внимание осмотру тросика газа, на котором недопустимо наличие ржавчины и повреждений. Удостоверьтесь, что при любом положении руля курок работает правильно. Концевики на нем и на карбюраторе должны действовать синхронно. Если один из них заедает, то проблема, возможно, кроется в тросе либо в приводе заслонки.

Для устранения этой трудности стоит воспользоваться специальной смазкой для троса. Только не нужно брать консистентную: она плохо выдерживает низкие температуры и густеет. Зато такая смазка действенна для обработки узлов подвески.

Накопитель энергии

Не все ездят на снегоходах с аккумулятором. Но если у вас имеется АКБ, то и на нее не помешает взглянуть перед стартом сезона. Нужно проверить клеммы аккумулятора на предмет коррозии. При обнаружении счистите ее.

Также необходимо осмотреть корпус и убедиться, что нет трещин. Если же они имеются, то этот элемент подлежит замене. А если все в порядке, то можно оценить уровень жидкости и при необходимости долить ее в аккумулятор.

Заряд АКБ должен быть полным. Если это не так, то ее нужно подключить к источнику энергии. А потом убедиться в работоспособности заряженного аккумулятора. Сигналом к планируемой замене батареи будет постепенное ухудшение ее характеристик. В идеале АКБ должна функционировать стабильно. Это убережет вас от неожиданной и незапланированной остановки снегохода в пути.

Дела «сердечные»

После того как вы включили и прогрели мотор, проверьте его компрессию. Сделать это можно специальным прибором. Компрессометр после выкручивания свечей размещают в одном из цилиндров. Далее нужно убедиться, что команда аварийного включателя и зажигания неактивна. Необходимо избежать даже малейшей вероятности случайной подачи искры на свечи. Для этого следует извлечь ключ или нажать кнопку, выключающую зажигание. Такая предосторожность убережет систему от повреждений.

Затем можно приступать к собственно проверке. Рекомендуется на полную нажимать на газ, вращая двигатель около трех секунд электрическим стартером и по 3-4 раза — ручным. С учетом своего опыта я считаю, что нормальной можно назвать компрессию, которая составляет 8-10 кгс/кв. см для двухтактников и 9-11 — для четырехтактников.

Отметка ниже четырех атмосфер будет свидетельствовать о серьезной неисправности или изношенности цилиндра. В таком случае потребуется его ремонт либо замена. Подобную процедуру проделывают на всех цилиндрах. Важно, чтобы компрессия между ними не различалась более чем на 15%.

У снегоходов с водяным охлаждением желательно слить ответственную за это жидкость. Потом очистить систему и сменить фильтр, если таковой имеется. Затем добавить свежий хладагент, смешав с водой в пропорции 3:2. При наличии приводного ремня системы нужно проверить и его состояние, чтобы при необходимости своевременно заменить.

Зажечь свечу!

Завершив все эти манипуляции, можно снова запустить двигатель и оценить его работу. Если мотор заведется лишь с четвертой или пятой попытки, то, скорее всего, дело в свечах, которые «шалят». Нужно поменять их без сожаления! Однако возможна ситуация, когда двигатель будет капризничать и при новых свечах. Тогда рекомендуется перейти на холодный запуск, перед которым важно впрыснуть в воздухозаборник мотора немного эфирного аэрозоля.

Такая, на первый взгляд, мелочь, как свечи зажигания, может сыграть с нами нехорошую шутку. Обычно редко меняешь их без крайней необходимости. Но лучше не экономить. Если состояние свечей зажигания оставляет желать лучшего, нужно смело ставить новые.

Проверять следует не только наличие трещин и грязи на головках, но и величину сопротивления. Для этого потребуется прибор — омметр. С его помощью можно произвести замер у извлеченной свечной головки. В среднем оптимальная величина сопротивления должна составить около 5 кОм. Допускаются отклонения от этой нормы до 10 процентов в обе стороны — и повышения, и уменьшения.

В чистоте под колпачком надо содержать винт. Его он поменяет цвет, появится ржавчина или следы окисления, то нужно будет принимать меры. Такая свечка уже не пригодна к использованию. Вместо нее стоит поставить новую.

В двухтактных моторах свечи меняют, как правило, ежегодно. А в четырехтактных двигателях — согласно рабочей инструкции, прилагающейся к транспорту. Не упускайте из виду и состояние кабелей свечек: трещины и повреждения на них неуместны!

Иногда в результате перебора с маслом получается густой дым, который может повлиять на цвет свечек. Информацию о том, каким он должен быть, вы найдете в руководстве к своему снегоходу. Там же будут сведения и о допустимой величине рабочего зазора в свечах.

Забота об амортизаторах

Обе подвески — передняя и задняя — должны быть осмотрены и обработаны смазками. Начинать лучше с первой из них. Прежде всего, следует исключить любую утечку жидкости из амортизаторов. Особое внимание нужно уделить той части, что возле подвижных штоков.

Специалисты советуют заменять «застучавшие» амортизаторы, поскольку постепенно их ненадлежащая работа влечет за собой поломки и в других элементах машины. Штоки должны быть хорошо смазаны. Заднюю подвеску рекомендуется всю обработать водоотталкивающим морозостойким составом.

Затем можно организовать небольшой тест. Он призван продемонстрировать состояние подвески. При нажатии корпус транспортного средства должен с небольшим сопротивлением вернуться в положение покоя. А если послышатся скрипы и скрежет или проявятся признаки люфтов, то, вероятно, подвеска не вполне исправна. Чаще всего речь идет об искривлении штоков или неправильных настройках.

При проверке рекомендуется обратить внимание и на состояние подшипников ленивца. Для верности подтяните весь крепеж подвесок — и передней, и задней. Лучше сделать это дважды. Узлы подвески на большинстве марок снегоходов обычно обрабатывают консистентной смазкой, что защищает ходовую часть, продлевая срок ее службы.

Затянуть ремни!

Перед осмотром сцепления можно начать с относительно легкой части. Заняться сперва приводным ремнем. На новых моделях снегоходов эти элементы достаточно прочные и при средней нагрузке должны выдержать до трех сезонов. Есть распространенные признаки износа ремня. Это рваные участки, трещины, заполированные грани.

Если они обнаружатся, то ремень подлежит замене. В крайнем случае, если повреждения не слишком сильные, его допустимо использовать в качестве запасного в экстренных ситуациях. Но для длительной службы он уже не пригоден.

Перед установкой нового ремня его следует очистить от масел, потереть или поскрести боковины. Это должно улучшить сцепление. Некоторые народные умельцы поступают проще: добавляют в теплую воду средства для мытья посуды, а потом опускают туда ремень. Потом «шкрябают» по нему абразивной частью губки и, наконец, устанавливают на место. Ремню нужно подсохнуть в течение какого-то времени.

В этот промежуток можно заняться осмотром привода. Требования к нему в принципе такие же, как и к состоянию ремня: отсутствие трещин и износа. Шкивы с признаками ржавления или окисления — тоже не дело! Их нужно очистить. Исправные натяжные шкивы туда-обратно движутся свободно, не стучат (особенно на валу муфты сцепления). Ведущий, как правило, тянется с трудом, а ведомый — легко. В них при необходимости нужно заменить канавки.

Цепи кованые

Рычаги и ползуны шасси должны быть в хорошем состоянии. В противном случае они подлежат замене. Исправная цепь достаточно прочно «сидит» на звездочках. Попробуйте ее потянуть и снять. Если вам удастся вытащить цепь хотя бы наполовину высоты зуба звездочки, то дело плохо. Такую цепь придется регулировать или убирать совсем, чтобы поставить новую. При несимметричности зубьев шестерни транспортное средство лучше отвезти в сервис для обнаружения причин подобной неисправности.

Перед смазкой цепи удалите остатки старого состава. Его можно осушить при помощи сжатого воздуха. После установки цепной коробки на место добавьте нужное количество масла, рекомендуемого производителем снегохода. И экономить на этой процедуре не стоит! Некоторые «умельцы» пытаются использовать масло с какого-либо другого транспорта. Не нужно так делать: в итоге обойдется дороже!

Исправность гусеницы и тормозов лучше проверять при снятом ремне и выключенном моторе. Лента, состоящая из траков, должна плавно вращаться вдоль направления движения. Этого нельзя проделать при включенном тормозе.

Желательно внимательно осмотреть гусеницу. Если заметите явные следы ржавчины, «разбитые окна», трещины, поломки грунтозацепов и ребер — все это плохие знаки!.. Ремонт обойдется недешево.

Чтобы избежать таких неприятных расходов, возьмите за правило обязательно снимать гусеницу снегохода перед летним хранением. В противном случае есть риск наматывания ее на задние натяжные колеса. А заменять их — довольно трудоемкая задача…

Встать на лыжи

Ну какой снегоход без этого элемента? Без него он теряет свою актуальность и главное назначение — покорение сугробов. Проверьте, нет ли на лыже трещин или признаков сильного износа. Твердосплавные напайки металлических коньков не должны быть повреждены. Если есть необходимость, то их тоже надо заменить.

Степень износа пластиковых направляющих гусеницы (склизов) нужно сверять с контрольной линией. Неисправные элементы могут повредить трак и шасси.

Катки снегохода должны легко вращаться, а их поверхность — равномерно изнашиваться. Приподняв заднюю часть машины, проверьте степень натяжения гусеницы. Допустимая величина провисания зависит от конкретной модели снегохода, поэтому лучше узнать допустимое ее значение в инструкции изготовителя.

Крутятся диски…

Сцепление — важнейший момент в работе «железного коня», требующий регулярного и основательного ухода. После завершения летнего отдыха снегохода рекомендуется осмотреть оба блока на предмет наличия повреждений и износа. А затем провести продувку без масла — сухим сжатым воздухом.

Для того чтобы диагностика была тщательной, нужно немного потрудиться и проверить все части сцепления. Все, что повреждено и изношено, следует заменить.

Сняв крепление грузиков с первичного диска, осмотрите вращающиеся детали. На них могут образоваться нагары или потертости. Если повреждения слишком серьезные, то замените дефектные элементы. При необходимости дополнительно смажьте фасонную гайку и прижимную пружину.

Во время вращения нажимного диска убедитесь, достаточно ли натянуто крепление. Проверьте состояние самого элемента. Диск придется выбросить, если на нем по окружности обнаружатся серьезные углубления («канавки»). Помните и о зазоре в 0,25 миллиметра. Такое расстояние должно оставаться между дисками.

Необходимо осмотреть и подшипники вала рычага сцепления, а также и все вращающиеся детали под вторичным диском. Удобно контролировать детали, постепенно меняя положение рычага. При малейшем люфте нужно менять подшипники.

Напоследок стоит смазать поворотный узел рычага, последовательно собрать все диски. Сдуть с них пыль, обработать потертости. Расстояние между дисками должно соответствовать указанному в руководстве по эксплуатации.

Вместе со сцеплением можно проверить и состояние тормозной системы. Естественно, на ней недопустимы трещины. А все параметры и узлы должны соответствовать нормам, заявленным изготовителем. У гидравлических тормозов нужно замерить уровень жидкости. Если она уже прослужила более двух лет, то ее следует смело поменять и очистить систему.

Да будет свет!

Все элементы электрической цепи снегохода должны быть работоспособны. При запуске двигателя могут загореться аварийные лампочки. Это, вероятно, будет говорить о неисправности датчиков. Чтобы предохранить контакты от коварной коррозии, нанесите на них немного диэлектрической смазки.

На некоторых моделях снегоходов встречаются сдвоенные фары. Чаще всего они должны работать синхронно, отвечая за безопасность и освещение. Поэтому необходимо оценить состояние обеих фар, а заодно и габаритных огней.

Нажмите на ручку тормоза и проверьте работу стоп-сигналов. Не помешает убедиться в исправности тахометра. Если его стрелка дрожит, то, возможно, повреждены оплетки или есть проблемы с электропроводкой внутри мотора.

Завершающие работы

Напоследок осмотрите наружные части снегохода. Больше всего опасений могут вызвать пластмассовые детали, сиденье и ветровое стекло. Трещины и повреждения чаще всего встречаются на элементах вокруг прорезей или рядом с креплением. Уверенным нужно быть и в ветровом стекле. Убедитесь, что оно целое и держится надежно.

Крепление сиденья тоже должно быть прочным. Если пена внутри влажная — просушите ее. Вы же не хотите ехать на обледенелой подушке?! Разберитесь и со снегозащитным фартуком: надежно ли он пристегнут? Не имеет ли разрывов и повреждений?

Когда проверены все основные детали транспорта, настает время завершающих штрихов. Очистите корпус и покройте его качественной полировочной пастой, обеспечивая защиту от внешних воздействий. Ручной клаксон тоже требует внимания — не забудьте убедиться в работоспособности.

Исключите повреждения и на раме снегохода. Исправные колеса вращаются свободно и тихо, а направляющие канавки не должны быть слишком изношены. Все этапыподготовки снегохода к сезону обязательно сверяйте с рекомендациями в инструкции. Если вы в чем-то не уверены или возникла сложная проблема с техническим обслуживанием — лучше обратитесь к дилеру компании-производителя или в авторитетную мастерскую.

Помните, что каждое транспортное средство индивидуально. При его диагностике важно учитывать не только характерные проблемы той или иной модели и марки, но и особенности эксплуатации в течение предыдущих сезонов. Проще всего провестиподготовку снегохода тем, кто грамотно и ответственно отнесся к его летней консервации.

Удачных вам заездов!

Максим Ишуткин, Республика Башкирия

Источник